Языковой центр "Real English"

ул. Ленина д. 4

456770, г. Снежинск, Россия

T: +7 (351-46) 2-19-89

Т: +7 (351-46) 9-27-47

© 2017 Real English

Присоединяйтесь к нам

в социальных сетях:

 

  • Instagram Social Иконка
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Classic

Методика преподавания иностранных языков

В конце прошлого века российские граждане выяснили, что иностранный язык - незаменимая вещь для будущей карьеры. Профессионалы со знанием иностранных языков на рынке труда - нарасхват. И не только на рынке труда: язык нужен всем - общаться с миром, путешествовать, учиться, работать...

Но сколько россиян свободно владеет хотя бы одним иностранным языком? По данным Министерства образования России к концу первого десятилетия 21 века - всего 1,3 процента! Результаты исследования Левада-Центра того же периода чуть более оптимистичны, но так же невысоки - в среднем по стране говорили о «свободном владении иностранным языком» около 1% опрошенных, «могут читать и изъясняться» около 4%, «читают и переводят со словарем» 20%, около 76% говорят о том, что «языками не владеют».

Почему такая нерадостная статистика, ведь иностранному языку годами учат всех школьников, а результат – не более 40 человек из тысячи? Ответ банален: язык - вещь сложная, и чуда от природы и школьной системы образования ждать не стоит, а надо идти и брать эти знания упорным трудом в «свободное» от школы время.

Начало 21 века можно смело назвать эпохой создания всевозможных методик, курсов и оригинальных способов изучения языка. Сейчас ажиотаж прошел, и на поле остались лишь те игроки, которые выдержали испытание не только временем, но и стремительной интеграцией нашей страны в мировое сообщество.

Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, механическому овладению словарем, чтению и литературному переводу. Это принципы "старой школы", которая (стоит отдать ей должное) все же приносила плоды, но какой ценой? Сейчас предложение все больше ориентировано на потребителя, которому иностранные языки требуются исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран.

В целом, сейчас существует три основных подхода к изучению иностранных языков:

  • Первый – естественный, когда человек сначала учится понимать иностранную речь, затем начинает говорить на языке и только после этого переходит к чтению и письму. Это аналогично изучению родного языка маленькими детьми, которые, овладев речью, приступают к изучению самого языка только в школе.

  • Второй подход - классический. Именно этим методом школьников обучали в советские времена, и именно он стал причиной некогда распространенного мифа о неспособности русских к овладению иностранными языками. При классическом подходе знакомство с языком начинается с глубокого изучения времен, грамматических форм и правил, заучивания наизусть значений слов, накопления пассивного словарного запаса. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту.

  • Третий подход - коммуникативный, при котором язык изучается в процессе живого общения. В этом случае обучение происходит через активное участие слушателей в живых диалогах, ролевых играх, а также при чтении текстов, прослушивании аудиозаписей и изучении основных грамматических правил. Люди, овладевшие языком таким способом, как правило, одинаково хорошо пишут, говорят и без труда понимают устную речь.

Что такое коммуникативная методика и почему она эффективна?

Основная задача коммуникативной методики — помочь учащемуся избавиться от пресловутого языкового барьера. Около 70% занятия по коммуникативной методике посвящено разговорной практике на различные темы. И все же ошибочно было бы считать, что communicative approach — это исключительно разговоры на английском языке. Перефразируя известное выражение, у человека все должно быть прекрасно: и устная речь, и письменная, и словарный запас, и грамматика, и навыки аудирования и чтения. Но можно ли объять сразу все эти области? Можно, коммуникативный подход именно на это и рассчитан.

Как и любой другой способ изучения языка, коммуникативный подход трансформировался с течением времени, однако его основополагающие принципы не изменились. Мы перечислим их, и вы поймете, в чем особенность этой методики и почему она остается самым популярным способом изучения английского языка вот уже много лет.

Основные принципы коммуникативной методики обучения английскому языку:

  • Ученик начинает говорить на английском с первого занятия. Даже те, кто изучает язык с нуля, на первом уроке овладевают парой фраз. Это позволяет быстро привыкнуть к звучанию речи, предупреждает появление или избавляет от языкового барьера.

  • Accuracy and Fluency — грамотная и беглая речь. Изучая язык по этой методике, вам не нужно будет выбирать: говорить свободно или говорить правильно. Речь будет беглой и грамотной одновременно. При обучении используются только современные аутентичные пособия. Тщательно проработанные англоязычные учебники содержат увлекательный и, самое главное, практический материал, который вы можете использовать в жизни.

  • Преподаватель проходит с учеником три стадии обучения: engagement (вовлечение), study (изучение) и activation (активация — использование). На стадии engagement педагог вовлекает ученика в процесс обучения: инициирует увлекательную дискуссию, предлагает обсудить картинку и т. п. На стадии изучения студенту поясняют грамматическую тему и использование новых слов и выражений, то есть работают над расширением словарного запаса и овладением грамматикой. На стадии активации знаний ученик выполняет различные упражнения для закрепления новой грамматики и слов. Это может быть продолжение обсуждения изучаемой темы, но уже с применением полученных знаний.

По мнению ученых-лингвистов, коммуникативная методика обучения иностранным языкам наиболее полно отвечает потребностям и нуждам человека в современном мире. Язык в коммуникативной методике рассматривается как способ и средство коммуникации. Цель обучения – научиться пользоваться языком как средством выражения своих мыслей и намерений  и обмениваться ими в процессе взаимодействия с другими участниками общения. В процессе обучения по коммуникативной методике основное внимание уделяется равномерному развитию четырех речевых навыков — разговорной речи, пониманию на слух, чтению и письму.

Распространено мнение, что коммуникативная методика не предусматривает изучение грамматики. Это не так – значительная часть занятий посвящена освоению систем языка: грамматики, лексики, фонологии.  Цель занятий - научиться  применять грамматические формы и лексические единицы для выражения собственных мыслей, сделать иностранный язык средством коммуникации и использовать его в реальных жизненных ситуациях. Поэтому изучение нового лексического и грамматического материала всегда привязано к контексту, к ситуации, когда значение новой лексической единицы или структуры, их смысл становится очевидными, понятными и легко запоминаемыми.

Коммуникативная методика идеально подходит для работы в группах, т.к. групповая форма обучения способствует расширению словарного запаса обучаемых вследствие постоянного обмена знаниями и восприятия нового языкового материала из уст не только учителя, но и своих партнеров.

Мы подошли к главному вопросу: кому будет полезно заниматься по коммуникативной методике обучения английскому языку. Давайте посмотрим, каких целей может достичь изучающий английский благодаря этой методике.

Коммуникативный подход подойдет тем, кто:

  1. Хочет говорить грамотно (accuracy). Умение говорить грамотно — вот основной навык, над совершенствованием которого работает коммуникативная методика. Студентов учат не только говорить на разные темы, но и при этом следить за правильностью речи. Не секрет, что языковой барьер часто развивается от того, что человек боится допустить ошибку в разговоре. И с этим страхом успешно борется коммуникативный подход: развитию навыка говорения посвящено до 70% времени урока. Communicative approach помогает снять и непосредственно языковой, и психологический барьер: у вас пропадает страх разговаривать на английском языке.

  2. Хочет говорить бегло (fluency) Чем больше и чаще вы говорите на английском, тем быстрее учитесь формулировать свои мысли. А на занятиях c использованием коммуникативной методики вы будете разговаривать бо́льшую часть урока. Преподаватель строит диалог с вами таким образом, чтобы вам было интересно отвечать на его вопросы, и вы могли использовать полученные вами знания по максимуму. Вас учат связной речи, различным разговорным фразам и клише, которые как раз таки и позволяют впоследствии говорить бегло: вы просто вспоминаете правильный оборот и строите цепочку фраз.

  3. Хочет научиться не только слышать, но и понимать английскую речь. Во время разговора с преподавателем вам будет предоставлена возможность слушать, как звучит естественная связная речь, вы привыкнете к звучанию английского языка, постепенно станет легче понимать его на слух. Более того, на уроках вы будете прослушивать и разбирать вместе с преподавателем небольшие аудио и видеоматериалы. Обычно такой материал используется как основа для дискуссии.

  4. Хочет перестать переводить свои мысли с русского на английский Коммуникативная методика обучения английскому языку направлена на развитие умения спонтанно говорить на различные темы. На занятиях используется в основном только изучаемый язык. Исключение делают только для тех, кто начинает учить английский язык «с нуля». Коммуникативный подход предполагает изучение слов в контексте, без перевода на русский язык. Важно, чтобы вы понимали, ЧТО означает слово и КАК его употреблять.

  5. Хочет изучать грамматику и новые слова для общения, а не для галочки. Если вы до сих пор боялись «страшного зверя — грамматику», то этот страх пора развеять. Коммуникативная методика предполагает очень правильный и простой принцип изучения грамматических конструкций: никто не зубрит теорию. Вам поясняют то или иное правило, и вы начинаете отрабатывать его на практике, доводя навык использования до автоматизма. Аналогично поступают и с новыми словами: никакой зубрежки, только многократное практическое применение.Вспомните, как учатся языку дети: они сначала говорят, а в процессе общения взрослые поясняют им, как говорить правильно. Коммуникативный подход применяется примерно так же: вы обсуждаете интересную вам тему и учитесь применять новую для вас конструкцию или лексику в процессе разговора. То есть грамматика и лексика фактически не являются основным объектом изучения, а используются как вспомогательный материал и учатся автоматически.

  6. Хочет научиться читать современные тексты на английском языке. Книга в оригинале и обработанный переводчиком текст — вещи разные. Многие любители литературы говорят, что стиль автора, настроение и характер героев лучше видны в оригинальном тексте. Поэтому если у вас есть желание насладиться произведениями любимого автора, советуем изучать английский по коммуникативной методике. При обучении вам будут предлагать только аутентичные тексты, написанные современным языком. Поэтому читать книги будет просто — лексика и различные обороты будут вам знакомы. Более того, из учебных текстов вы почерпнете важные речевые клише, которые впоследствии будете использовать как в общении, так и на письме. Очевидно, что коммуникативная методика еще и помогает научиться писать грамотно и красиво.

  7. Хочет улучшить произношение. Вспомните, как детей учат произносить букву «р». Родители предлагают ребенку повторять ее много раз, произносить различные скороговорки, как можно чаще употреблять слова, в составе которых есть эта буква. То есть чем чаще используешь ее, тем быстрее научишься выговаривать. Похожим образом вырабатывается и корректное английское произношение. На занятии вы будете много говорить и постепенно станете произносить звуки все точнее, пока не добьетесь правильного звучания. Кроме того, уроки могут включать в себя различные упражнения на отработку тех или иных звуков, что поможет вам быстрее улучшить свое произношение.

  8. Не хочет спать на уроках. На занятиях, проводимых по коммуникативной методике, уснуть не получится, да и не захочется. Никаких скучных школьных тем. Они остались в прошлом вместе с учебниками советских времен. Современные пособия предлагают для изучения самые разнообразные темы, которые вам ТОЧНО пригодятся при разговоре и будут интересны. А использование различных вспомогательных материалов поможет еще больше разнообразить занятия и укрепить ваши знания.

  9. Только интересные вам материалы для обучения. Кроме обычного комплекта учебных пособий наши преподаватели дополняют занятия различными аудио и видеороликами, песнями, текстами из современных журналов и газет, статьями из Интернета, кроссвордами, тестами. При этом тематика материалов подобрана таким образом, чтобы у вас был стимул изучать их — мы ориентируемся на ваши интересы и потребности.

Вы будете не только понимать, но и говорить, грамотно и бегло. У коммуникативной методики, несмотря на отсутствие «новизны» много преимуществ. На сегодняшний день это, бесспорно, самый эффективный способ изучения английского языка – он позволяет здорово сэкономить время и позаниматься развитием разговорной речи, ведь этот навык, как правило, осваивается труднее всего. Таким образом, мы можем с уверенностью заявить: коммуникативная методика обучения английскому языку подходит абсолютно всем.

Подходы Языкового центра «Real English» в преподавании иностранных языков уникальны тем, что в основу работы положена коммуникативная методика, интегрированная с некоторыми традиционными элементами преподавания. Основная цель - научить студента сначала свободно говорить на языке, а потом думать на нем. Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения тоже отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно.

Весь комплекс приемов помогает создать англоязычную среду, в которой должны "функционировать" студенты: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы.